Что дает статус самозанятого и стоит ли его оформлять
В последние годы в России неуклонно растет количество граждан со статусом самозанятого - их уже более 13 миллионов. У этого статуса есть как плюсы, так и минусы: и в сфере налогообложения, и в сфере пенсионного страхования. Подробнее о том, что дает статус самозанятого, можно ли оформить его в Южной Осетии и как на самом деле решают вопрос с оформлением доходов граждане РЮО, — в материале Sputnik.
Статус и реальность
По словам экономиста, директора Института нового общества Василия Колташова, не следует путать статус самозанятого с реальной самозанятостью."Статус самозанятого — это положение человека, который с точки зрения закона, с точки зрения юридической регистрации, то есть самозаявки, объявляет себя человеком, получающим самостоятельно доходы, не работающим по найму и не являющимся малым предпринимателем. Реальное положение самозанятого — это тот, кто в самом деле это делает", - говорит эксперт.
Так, есть реальные самозанятые, которые приняли решение регистрироваться для того, чтобы получать "белый" доход, и есть работники со статусом самозанятого, которые получили его потому, что иначе их официальный работодатель грозил увольнением.
"Самозанятые сами платят шестипроцентный подоходный налог, льготная шкала и, в общем-то, все социальное обеспечение ложится на плечи самого самозанятого, а работодатель от этого избавляется, в то время как с наемным работником работодатель должен делать социальные отчисления и платить тринадцатипроцентный налог", - объясняет Колташов.
Это серьезная "дыра" в законодательстве, которой многие работодатели пользуются, несмотря на то что, по сути, это незаконно.
А зачем платить шесть процентов?
На самом деле и многие реально самозанятые граждане предпочитают не регистрироваться, чтобы не платить даже шесть процентов налогов."Ну а зачем им платить этот шестипроцентный налог? Допустим, женщина красит знакомым волосы - большому количеству женщин, с не очень, может быть, большой интенсивностью, но красит. И с этого получает доход. Она это делает профессионально, хорошо, все довольны. Ну и зачем здесь официальная регистрация? Официально она домохозяйка", - поясняет экономист.
Кроме того, самозанятые не платят взносы в Социальный фонд России (хотя могут платить их добровольно), а значит, не будут получать пенсию: пенсионный стаж не начисляется. Хотя, обладая статусом самозанятого, можно при этом заниматься и другим видом деятельности по договору, а значит, пенсионный стаж считаться будет.
Вопросы безопасности
Однако статус самозанятого дает еще один плюс - он "обеляет" финансовые поступления на счет гражданина. Если работать без официального оформления, многочисленные переводы средств - возможно, небольших сумм, но в большом количестве - могут выглядеть подозрительно и для банков, и для государства.При этом каких-то особенно жестких требований у государства к обязательной регистрации самозанятых нет - скорее, "людям предлагается все осознать самим и сделать свою деятельность "белой", подчеркивает Колташов.
"В целом, конечно, эта система очень противоречива, в ней есть положительные и отрицательные моменты, и эта противоречивость, мне кажется, сохранится. С другой стороны, государство постепенно отладит эти механизмы и, я думаю, возможности работодателей вот так пользоваться самозанятыми уменьшатся со временем", - говорит эксперт - а значит, популярность такой формы регистрации еще возрастет, и количество самозанятых будет только расти.
А как в Южной Осетии?
В Южной Осетии закона о самозанятых не существует - частники, предоставляющие какие-либо услуги, либо регистрируются как индивидуальные предприниматели, либо оформляются как сотрудники другого предпринимателя."Я оформлена как сотрудница студии, где снимаю рабочее пространство. Владелец студии зарегистрирована как ИП, а я плачу ей за аренду места. Все доходы от моих клиентов при этом идут лично мне", - объясняет парикмахер Залина (имя изменено).
По словам мастера маникюра Мадины (имя изменено), она работает в таком же формате.
"По идее мы, работники студии, должны "сидеть на зарплате" или получать какой-то процент от общей прибыли - мы ведь оформлены как сотрудники. Но в реальности такая схема в Южной Осетии практически не встречается: все сотрудники платят владельцам аренду за рабочее место, а доходы с работы уже не делят", - говорит девушка.
Частники могут тоже оформиться как ИП, однако многие предпочитают этого не делать: либо потому, что процедура "довольно сложная", либо из-за того, что параллельно работают на государственной службе - по закону в таком случае быть индивидуальным предпринимателем запрещено.
Другая часть жителей Южной Осетии, которые реально обеспечивают себя самостоятельно и фактически являются самозанятыми, предпочитает оформлять статус самозанятого в Северной Осетии. Во-первых, это дает возможность обеспечить себя пенсией в будущем, а во-вторых, претендовать на детские пособия, поскольку обязательным условием для получения детских пособий является наличие хоть какой-то работы у родителей.
Одним словом, в Южной Осетии, как и в России, система не доработана, однако это не мешает частникам предоставлять свои услуги клиентам. При этом вопросы касательно как государственной регистрации продавцов услуг, так и пенсионного обеспечения сотрудников и налогообложения остаются открытыми.
Александра Цховребова