Истинные братья: роль североосетинских добровольцев в войнах Южной Осетии
ЦХИНВАЛ, 12 авг — Sputnik, Фатима Плиева. Осетинский народ, как никто другой, умеет проявлять единение и чувство взаимной поддержки. Особенно остро это ощущение проявилось во время войны в августе 2008 года — и в ее преддверии. Тогда большие группы добровольцев из Северной Осетии приходили в Цхинвал, чтобы поддержать малочисленный народ в его борьбе за свободу, независимость и, по сути, в праве на жизнь.
Бойцы отряда специального назначения министерства обороны Южной Осетии называют этих парней людьми чести — истинными и настоящими братьями. Среди них — многие, удостоенные высших наград республики. Олицетворением их подвига стал Аслан Агузаров — молодой боец погиб 9 августа 2008-го, обороняя здание шестой школы в Цхинвале.
Аслан Агузаров
Помощь, начавшаяся задолго до августа 2008-го
Как вспоминает сотрудник спецназа Алексей Захаров, помощь из Северной Осетии оказывалась и раньше, пусть и не в таких масштабах."К нам на помощь приходили группы из Северной Осетии. Мы называли их Ногирская, Сунженская, хотя в составе были бойцы не только из этих населенных пунктов. Это были наши настоящие братья, которые приходили не ради выгоды или славы. Истинные мужчины, защитники Отечества", — говорит он.
В начале августа 2008 года, как и в 2004-м, рядом с южноосетинскими бойцами встали группы под командованием Алана Дзеранова и Азамата Чочиева.
"Они всегда были на связи. Когда обстановка начала обостряться, ребята сами приехали уже 3 августа", — вспоминает Захаров.
Бои за Прис и трагедия у школы №6
Добровольцы из Северной Осетии были зачислены в отдельный разведывательный батальон Минобороны и несли службу в районе села Прис. Их позиции простирались от миграционного поста до самого села.Восьмого августа командование приказало бойцам отступить и сосредоточиться у здания шестой школы, в подвальных помещениях которой можно было укрыться. Туда же стекалось мирное население из окрестностей, среди них выдающийся государственный и общественный деятель, ныне покойный, Знаур Николаевич Гассиев. Чтобы не стеснять граждан в бомбоубежище, бойцы перебрались во двор школы.
"Грузинские войска были хорошо оснащены. Определив по биллингу скопление людей, они выдвинулись на танках со стороны Привокзальной площади и начали вести огонь в упор по зданию школы. В результате этого обстрела был смертельно ранен Аслан Агузаров. Его успели доставить в больницу, но потеря крови оказалась слишком велика", — рассказывает Захаров.
Мирные жители у 6-й школы и разрушенного университета 10 августа в Цхинвале
Добровольцы помогали и в снабжении
По словам Захарова, североосетинские добровольцы помогали не только в боях, но и в снабжении."У нас всегда был недостаток военной техники. В Северной Осетии когда-то продавали БТР для сельхознужд — без пулеметов и башен. Добровольцы собирали деньги, покупали их и передавали нашему Минобороны, чтобы у нас было хоть что-то", — говорит он.
Память об Аслане
Аслан Агузаров, по воспоминаниям сослуживцев, был честным, порядочным и мужественным человеком, воплощавшим все лучшие качества осетинского мужчины и воина. Он вырос в благополучной семье в Алагире. Его отец тяжело пережил утрату и спустя несколько лет сердце его не выдержало.Добровольцы никогда не делили Осетию на Север и Юг — для них это была единая Родина. Их не нужно было звать на помощь: они всегда были рядом. Имена большинства из них не разглашаются, но многие удостоены высших наград Южной Осетии — ордена "Уацамонга", медалей и других государственных наград.
Ежегодно в августовские дни бойцы из Южной Осетии приезжают в Северную Осетию, чтобы почтить память Аслана Агузарова и в его лице всех, кто стоял с ними плечом к плечу во время войны и конфликтов, кто не дожил до сегодняшнего дня и кто продолжает свой мирный путь.
Аслан Агузаров похоронен на Аллее Славы во Владикавказе.