Космическая отрасль России: Эйсмонт о полетах на Луну, экспедиции на Марс и новых ракетах
Диана Козаева, Sputnik
В космической области у России есть достижения и успехи, никем не превзойденные до сих пор, но это не повод останавливаться на достигнутом, считает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Передовые разработки, прорывные технологии и развитие ядерной космической энергетики – все это и многое другое обсуждалось на совещании, которое провел президент России Владимир Путин в МГТУ имени Баумана.
Кроме того, ВЦИОМ провел опрос о том, что россияне считают самым главным в космической отрасли. Так, например, 50% считают главными научно-технические достижения российского космоса именно в отрасли создания спутниковых технологий, которые обеспечивают обороноспособность. На втором месте запуск новых аппаратов системы ГЛОНАСС. Остальные опрошенные считают, что важнее всего – это участие в исследованиях на МКС. В интервью Sputnik Натан Эйсмонт рассказал, что ждет российскую космическую отрасль в ближайшем будущем.
Он отметил, что ГЛОНАСС – это навигационная система, которая играет ключевую роль в современных технологиях, без нее сложно представить эффективное функционирование многих систем, поэтому ее развитие и улучшение характеристик являются приоритетными задачами.
Еще одним важным компонентом Эйсмонт назвал широкополосный интернет, который стал возможен благодаря спутниковым системам, таким как Starlink, созданным компанией SpaceX. Эти спутники обеспечивают связь и доступ к интернету в самых удаленных уголках планеты. Они выполняют двойную функцию: с одной стороны, это решение гражданских задач, а с другой – поддержка обороноспособности.
"Существуют направления фундаментального характера, которые требуют отдельного внимания. Исследование Луны и других планет – если мы в этих направлениях продвигаемся, то и другие задачи тоже автоматически решаются. Что касается Международной космической станции (МКС), то ее значение выходит за рамки чисто научных исследований. Здесь очень важный аспект – это международное сотрудничество, в том числе в рамках проектов по исследованию Марса", – отметил ученый.
В среду Владимир Путин поручил уделить особое внимание фундаментальным исследованиям дальнего космоса в рамках профильного нацпроекта. По словам Эйсмонта, освоение дальнего космоса включает в себя не только околоземную орбиту, где работают такие компании, как SpaceX, но и более амбициозные и фундаментальные проекты.
"Эти фундаментальные задачи касаются исследования Вселенной и Солнечной системы. Здесь у нас есть, конечно, достижения, успехи, причем никем не превзойденные до сих пор, но это не означает, что мы должны на этом месте остановиться и дальше не продвигаться", – сказал он.
Ученый привел в пример проект "Венера-Д", нацеленный на изучение Венеры и поиск возможных признаков жизни на этой планете, – задача, которая может показаться неожиданной, но имеет под собой научные основания.
Также он упомянул о планах по исследованию спутников Юпитера и других далеких планет, где, по сравнению с активностью американских космических агентств в этой области, российское присутствие пока недостаточно заметно.
В сфере фундаментальных исследований галактик и Вселенной у России, по его словам, тоже есть неплохие результаты. К примеру, аппарат-спектрометр "Гамма" продемонстрировал уникальные достижения, и работа в этом направлении продолжается.
"Заявление президента о том, что внимание к этим направлениям будет усилено, является позитивным знаком и может способствовать дальнейшему развитию российской космической науки", – полагает Эйсмонт.
Говоря об исследованиях Марса, он отметил, что это отдельная тема, поскольку он рассматривается как следующий шаг в международном сотрудничестве, которое выполняло до сих пор МКС.
"В настоящее время ведутся переговоры и обсуждения, находящиеся на начальной стадии, и уже прослеживается заметная роль нашей страны в этом процессе. То, что мы будем участниками пилотируемой экспедиции на Марс, это, можно сказать, точно. Президент Путин отмечал, что есть еще нерешенные вопросы, но, тем не менее, это дает возможность с оптимизмом взглянуть на развитие подходов к данной проблеме. Признание существования проблем и их обсуждение свидетельствует о том, что мы понимаем, как их решать. Если эти аспекты уже учитываются в текущих планах, это позволяет нам подкрепить ожидания о полноценном участии в подготовке экспедиции на Марс", – сказал Эйсмонт.
Он полагает, что технологически Россия практически готова к экспедиции на Марс. Необходимы конкретные сценарии полета, которые пока не предложены. Тем не менее, существуют планы и разработки, и в ближайшие 10 лет, возможно, даже раньше, можно ожидать значительного прогресса в этом направлении.
Что касается космического туризма, то полеты на Марс пока остаются в области фантастики. Гораздо быстрее, чем предполагалось, развивается околоземный туризм. Он пояснил, что существует несколько уровней космического туризма: от простых полетов на высоту 110 километров до более сложных и дорогих полетов на орбиту Земли. Последние, конечно, требуют больше ресурсов и сопряжены с высокими рисками.
Тем не менее, уже сделаны значительные шаги в этой области. Например, компания Илона Маска успешно отправила туристов на полярную орбиту. Это подтверждает, что космический туризм будет развиваться, поскольку есть спрос со стороны желающих, и компании стремятся удовлетворить этот интерес.
А вот в части исследований Луны основным мотиватором является предположение о наличии редкоземельных металлов, которые могут быть добыты на ней и доставлены на Землю с меньшими затратами, чем их добыча на нашей планете. Это делает Луну привлекательной для частных компаний, которые готовы идти на риски, считая их оправданными.
В связи с этим ученый ожидает всплеска активности в исследовании Луны не только со стороны ведущих космических держав, но и от других стран. Поскольку частный бизнес проявляет значительную активность в этой области, что указывает на то, что именно это направление будет развиваться наиболее стремительно по сравнению с другими аспектами космической деятельности.
Говоря о российской лунной программе, которая была запланирована на период с 2021-го по 2040 год, Эйсмонт отметил, что в этом направлении наблюдается определенное отставание, и причины этого вполне объяснимы.
"Мы понимаем, как преодолеть эти проблемы, и работа в этом направлении ведется. Поэтому оснований для уныния или разочарования нет", – считает ученый.
Космодром "Восточный"
По его словам, на данный период космические программы Китая являются наиболее продвинутыми.
"Ответ на этот вопрос известен: впереди планеты всей находится Китай. Здесь, чтобы далеко не ходить, просто скажем об их до сих пор непревзойденном достижении: это посадка на обратную сторону Луны. Никому этого до сих пор не удавалось, а им удалось. Это не очень простая задача, для ее решения нужен еще спутник-ретранслятор со специальной орбитой. Китайцы пока удерживают пальму первенства. Но я уже говорил, что Луна сейчас интересует всех, и особенно людей, которые хотят извлечь из этого прибыль. Это серьезный и многообещающий двигатель прогресса. Поэтому нельзя утверждать, что достижения китайцев надолго останутся рекордными. В ближайшие год-два это точно будет повторено", – уверяет Эйсмонт.
В вопросах развития ракетно-промышленного производства он упомянул ракеты "Союз-5" и "Союз-7" – новые носители, обладающие характеристиками, которые значительно превосходят те, что были у их предшественников. Например, ракеты "Союз" используются уже более 60 лет, и за это время технологии сделали большой шаг вперед.
По его словам, новые ракеты, которые находятся в разработке, по своим параметрам могут в два раза превосходить старые модели.
"Это примерно тот же уровень, которого сейчас достиг Маск. В общем, совершенно отчетливо наблюдается прогресс. И это еще означает, что эти запуски будут дешевле", – сказал он.
Что касается ракеты "Ангара" — это проект, который разрабатывался долгое время и недавно успешно прошел испытания, отметил Эйсмонт.
Он заметил, что она продемонстрировала высокие характеристики, включая использование разгонного блока. По своим параметрам "Ангара" превосходит предыдущие модели, такие как "Протон". К тому же рынок для запусков с использованием "Ангары" только расширяется.
"Хотя мы некоторое время не участвовали в этом сегменте из-за ухода "Протона" и других причин, но наши пусковые услуги, безусловно, были и будут востребованы. Наша ракета традиционно показала свою надежность и эффективность. Эффективность, я имею в виду, получается дешевле, чем у других. А это очень важно на рынке", – заключил Эйсмонт.