Моя хата с краю, ничего не знаю, или Какую роль играла ООН в конфликте РЮО и Грузии
Олег Джагаев, Sputnik
В этом году Организация Объединенных Наций (ООН), крупнейшая международная организация, отмечает 80-летний юбилей. Все эти годы перед ООН, по сути, стояла лишь одна, но очень важная задача – поддерживать мир и безопасность во всем мире и не допускать войн. Однако, несмотря на это, за годы своего существования организация не раз "ударяла в грязь лицом", демонстрируя низкую эффективность своей работы.
Ярким тому примером стали августовские события 2008 года в Южной Осетии, известные также как Пятидневная война. О том, какую роль играла ООН в разрешении грузино-осетинского конфликта, читайте в материале Sputnik.
ООН в Южной Осетии и Абхазии до 2008 года
ООН начала мониторить ситуацию в зоне конфликта Южной Осетии, Абхазии и Грузии в 1993 году. В августе того года организация направила в зону конфликта свою миссию по наблюдению (МООННГ), основной целью которой стала проверка выполнения соглашения о прекращении огня между Тбилиси и Сухумом от 27 июля 1993 года.Порядка 500 представителей ООН, включая сотрудников Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) и Управления Верховного комиссара по правам человека, расположились в Верхнем Кодорском ущелье, а также в Зугдидском и Гальском секторах в Абхазии для мониторинга и контроля за ситуацией в зоне грузино-абхазского конфликта (в Южной Осетии наблюдателей ООН никогда не было). То есть ООН вроде бы пристально наблюдала за развитием этого территориального конфликта еще с 1993 года, однако, как стало ясно позднее, это не помешало Грузии развязать в августе 2008 года кровавую войну против Южной Осетии.
Действия ООН во время Августовской войны
Как известно, грузинские войска начали атаку на Южную Осетию и столицу республики Цхинвал в ночь на 8 августа в 00.15. ООН отреагировала на грузинскую агрессию утром того же дня – по требованию России было проведено чрезвычайное заседание Совета Безопасности ООН. Позднее Совбез провел еще несколько заседаний, однако они не привели ни к чему, кроме как обвинений России во вмешательстве во внутренние дела Грузии.Неспособность ООН принять совместное решение грозило закончиться гуманитарной катастрофой в Южной Осетии, однако, к счастью, функции организации частично на себя взяла Россия, введя в зону конфликта свои вооруженные силы и проведя операцию по принуждению Грузии к миру. Именно решительность Москвы в период бездействия ООН позволила избежать еще больших жертв среди мирного южноосетинского населения.
Какова роль ООН в урегулировании конфликта в Южной Осетии
Как уже было отмечено, несмотря на то что ООН пристально следила за конфликтом между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, с другой, это никак не остановило Тбилиси от агрессии против Цхинвала в августе 2008 года.Как считает политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров, такое развитие событий говорит о том, что ООН не сделала все возможное для разрешения грузино-осетинского конфликта.
"Да, ООН следила за конфликтом, пыталась не дать ему выйти за рамки мирных переговоров, но при этом в августе 2008 года произошло то, что произошло. Можно говорить что угодно, но о действенности той или иной международной организации следует судить по результатам. А сам факт того, что в Южной Осетии началась Пятидневная война, говорит об отсутствии каких-либо инструментов у ООН на Кавказе, которые бы позволили избежать конфликта", – подчеркнул он.
Насколько эффективны Женевские дискуссии
После завершения Пятидневной войны при поддержке ООН был создан совершенно новый механизм – Женевские дискуссии, – которые были призваны обеспечить безопасность Южной Осетии и Абхазии, а также стабильность в регионе. Тем не менее, по мнению Шатрова, эффективность Женевских дискуссий, как и ООН, оставляет желать лучшего."Женевские дискуссии хороши тем, что это единственная площадка, где действительно встречаются противоборствующие стороны, – Грузия, Южная Осетия и Абхазия. Тем не менее, сам факт, что уже состоялось более 60 раундов этих дискуссий, говорит об их эффективности. То есть, на мой взгляд, радоваться тому, что Женевские дискуссии просто проходят, не стоит, это довольно странно", – считает эксперт.
Он отметил, что достижению большей эффективности Женевских дискуссий отчасти мешают ООН, ЕС и ОБСЕ, которые не делают ничего, чтобы Грузия в каких-то вопросах пошла навстречу Южной Осетии и Абхазии.
"На примере конфликта Южной Осетии и Грузии мы видим, что практически все международные организации во время подобных процессов играют лишь роль наблюдателей. Если вопрос решают сильные страны, к примеру, Россия или США, международные организации встают в сторонку и долго-долго наблюдают за развитием событий, разводя руками", – заявил Шатров.
ОДКБ vs. НАТО
По словам политолога, события августа 2008 года в Южной Осетии вызвали абсолютно разную реакцию у ОДКБ и НАТО – двух ведущих международных организаций в сфере региональной безопасности."НАТО, понятное дело, не могло проявить какую-либо солидарность с Абхазией и Южной Осетией, потому что страны-члены альянса подчиняются США, которые не против видеть Грузию в рядах НАТО. Что касается ОДКБ, то, естественно, для этой организации невыгодны любые конфликты на Кавказе, потому что этот регион находится очень близко к России и другим странам-членам организации. ОДКБ грузино-южноосетинский конфликт был не нужен, а НАТО, наоборот, все равно. Думаю, в альянсе было много желающих развязать еще одну войну на Кавказе – это далеко, и там можно отработать какие-то новые приемы и методы ведения боя", – сказал он.
"Сейчас уже не важно, кто признает независимость Южной Осетии"
По прошествии 17 лет с признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россией, как считает Шатров, уже не имеет особого значения, какие страны считают республики суверенными."Легитимность, суверенность страны не определяется наличием признания. На мой взгляд, суверенитет – это не просто слово, это возможность действовать самостоятельно. И сейчас, когда страны Глобального Юга, к примеру, совершают самостоятельные действия, когда те же Южная Осетия и Абхазия проводят свою политику не под диктовку США, эти государства тем самым показывают свой суверенитет. И неважно, считают ли они сами или кто-то другой официально признанными государствами и членами ООН", – пояснил эксперт.
Шатров подчеркнул, что сегодня Южная Осетия и Абхазия – это, конечно, свободные государства, которым по большому счету "наплевать на то, считают ли их независимыми или нет".