Психолог о переживших войну в Южной Осетии: у таких людей нет синдрома "отложенной жизни"
ЦХИНВАЛ, 10 авг — Sputnik. Люди, пережившие войну, меняются навсегда — таким мнением поделился психолог Сергей Ланг, комментируя влияние событий августа 2008 года на жителей Южной Осетии.
В республике в эти дни вспоминают жертв вооружённого конфликта 17 — летней давности.
По словам специалиста, психологические последствия боевых действий могут сохраняться десятилетиями.
"Люди, которые прошли войну, по-другому воспринимают мир. Им сложно адаптироваться к мирной жизни. Они более остро реагируют на все происходящее, у них вырабатываются особые реакции на громкие звуки, неожиданные события. Могут быть проблемы со сном. Психика меняется полностью, и человеку очень тяжело вернуться к прежней жизни", — рассказал Ланг.
Эксперт отметил, что в условиях боевых действий организм человека постоянно находится в состоянии стресса и вырабатывает большое количество адреналина — это инстинкт выживания, который может сохраняться на долгие годы.
"Очень сложно потом жить нормальной жизнью, найти работу, чувствовать себя в безопасности. Человек может видеть опасность во всем, становиться более агрессивным, выделяться из толпы. Из-за внутреннего напряжения некоторые начинают злоупотреблять алкоголем или вредными привычками — им просто некомфортно в обычной жизни", — пояснил психолог.
По словам Ланга, чтобы испытать психологические последствия войны, необязательно быть участником боевых действий.
"Даже спустя 17 лет, как в случае с Южной Осетией, люди все еще могут жить в состоянии страха, что это повторится. Пример — жители блокадного Ленинграда: даже через поколение у них сохранялась привычка бережно относиться к продуктам, делать запасы. Это — проявление инстинкта самосохранения, который остается на всю жизнь", — отметил он.
Помимо негативных последствий войны Ланг выделяет и положительные изменения в мировоззрении людей, переживших боевые действия.
"Они понимают ценность семьи — знают, что с близкими шансов на выживание больше. Они учат детей важности поддержки, крепких связей. У таких людей нет синдрома "отложенной жизни" — они живут здесь и сейчас: любят, проводят время с друзьями, делают то, что можно сделать сегодня. Это противоположно тому, что мы часто видим у нового поколения, которое склонно откладывать все на потом", — заключил психолог.