Изменить жизнь к лучшему: чего в Северной Осетии ждут от программы "Доблесть Осетии"
Диана Козаева, Sputnik
В Северной Осетии уже некоторое время действует программа "Доблесть Осетии", разработанная с целью подготовки высококвалифицированных, компетентных руководителей из числа участников и ветеранов специальной военной операции для последующей работы в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в организациях и общественных объединениях республики. О том, каковы основные цели программы, на развитие каких навыков и компетенций участников она направлена и как проходит их обучение, в интервью Sputnik рассказала заместитель председателя правительства Республики Северная Осетия-Алания Альбина Плаева.
– "Доблесть Осетии" — это региональный сегмент "Времени героев". Это программа, которая в российских субъектах призвана решить практически те же федеральные цели, которые поставлены основной программой. Естественно, первое, чего бы мы хотели — это применить в мирной жизни потенциал, компетенции, навыки людей, которые вернулись из зоны специальной военной операции, имеют богатый жизненный опыт и во многом проявили себя как лидеры. Поэтому, безусловно, для нас очень важно, чтобы они, во-первых, были востребованы и могли интегрировать в решение государственных задач все, что умеют. Поэтому люди, которых мы отобрали, пройдут достаточно серьезную подготовку, будут, наверное, лидерами изменений в тех организациях, в которые мы планируем их трудоустроить. Ждем, безусловно, результатов от обучения, а затем уже от применения знаний в мирном русле.
Альбина Плаева
– Подразумевается ли дальнейшая карьера выпускников программы в органах государственной власти и местного самоуправления?
– Да, программа построена очень интересно. У нас четыре основных образовательных модуля, которые требуют присутствия наших участников в аудитории. Они непосредственно занимаются обучением. Их образовательный трек построен так, чтобы в течение 10-11 дней они погружались непосредственно в образовательный процесс. Но у нас предусмотрен межмодульный период, а для каждого участника расписана программа стажировки. Они прикреплены к наставникам, которые занимаются тем, что организуют для них этот стажировочный процесс максимально эффективно. И поэтому, да, они прямо сейчас уже находятся в органах власти и непосредственно знакомятся "в поле", так сказать, с тем, чем занимаются эти ведомства, ищут для себя применение с учетом своих умений, опыта и образования.
– А как обычно отслеживается и оценивается успех участников программы?
– Слово "успех" я бы здесь, наверное, не применила. По какой причине? Это не школа, где за партой пятерки получают. Это, безусловно, освоение курса, который им читают. У нас очень интересные спикеры, интересные преподаватели. И, во-первых, успех в том, что они справились с этой программой. Во-вторых, их активность и интерес к сферам, в которых они находятся.
Допустим, мой подопечный сейчас находится в министерстве образования. Ему максимально рассказали, какие компетенции требуются от человека с опытом в СВО: патриотическое воспитание, основы безопасности жизни и здоровья, который у нас введен с 1 сентября. Он сейчас непосредственно занимается тем, чем занимается ведомство, и как с его точки зрения можно было бы эту работу построить эффективнее. Вот так у нас идет процесс. Я думаю, успех главным образом в будущей интеграции. Если человек будет готов, будет мотивирован, захочет заниматься этими вопросами дальше, я считаю, мы своей цели добились.
– Конечно же, важной частью обучения является стажировка, которая уже на практике показывает будущее участника программы. Не могли бы вы подробнее рассказать о том, как проходят стажировки?
– В моей курации находятся четыре крупных министерства – практически весь социальный блок, кроме здравоохранения. И поэтому мне важно, чтобы мой наставляемый увидел работу этих ведомств изнутри, понял, как действуют социальные меры поддержки, касающиеся непосредственно участников специальной военной операции. И в этом вопросе он нам может быть абсолютно незаменим, и его помощь может быть совершенно необходимой. Порой мы не всегда до конца понимаем, с какими проблемами сталкиваются мобилизованные и члены их семей. Есть ли какие-то дополнительные вопросы, которые они, допустим, не решили, или столкнулись с какими-то препятствиями. Поэтому стажировка совершенно незаменима для человека, который с обеих сторон должен увидеть и как построена работа, и насколько она удовлетворяет заявителей.
Сейчас мы разделили весь процесс на четыре блока. Он касается отдельно всех четырех отраслей, которые я курирую. И я надеюсь, что за стажировочный период мы сможем посмотреть все вопросы, которые пересекаются с участниками специальной военной операции. Посмотрим, на каком из этих участков наилучшим образом может себя проявить наш наставляемый.
Практически сейчас все участники являются ветеранами. Они все демобилизованы по тем или иным причинам – у кого-то контракт истек, у кого-то по состоянию здоровья проблемы. И они действительно совершенно незаменимы, как люди с колоссальным, как я уже сказала, опытом. Люди, которые, может быть, свежим взглядом со стороны посмотрят на систему государственной власти и смогут привнести в нее новые подходы в решении тех или иных задач, стоящих перед государством. И в этом смысле мы считаем, что это будет очень интересный симбиоз опыта людей и тех наработок, которые у госвласти на сегодняшний день уже достаточно большие по отношению к участникам специальной военной операции.
Все это в конечном итоге касается большого количества людей. И поэтому все процессы, которые у нас сейчас запущены по оказанию помощи, и те, которые еще появятся, должны обязательно быть ориентированы на конкретного человека. Поэтому, мне кажется, это очень важный контекст, в котором мы должны будем вместе найти наиболее эффективные, короткие и, самое главное, удобные способы решения проблем.
– Альбина Анатольевна, какие именно организации, учреждения сотрудничают с программой, и кто занимается ее финансированием?
– Это совершенно стопроцентная государственная программа. Финансируется она за счет республиканского бюджета. Средства были выделены еще в начале года, как только была запланирована программа. А непосредственным распорядителем средств или органом, на который возложили организационную и административную часть, является министерство образования, и это совершенно логично. Это все равно, так или иначе, образовательный трек. Он требует подготовленных специалистов педагогического направления. Поэтому со стороны республики – это министерство образования и администрация главы и правительства.
Есть основной партнер, который нам очень сильно помогает методически, великолепный куратор, который смотрит, насколько качественно и эффективно дается материал. Таким партнером является Российская академия народного хозяйства и государственной службы. У нас с ними подписано соглашение, в рамках которого абсолютно все, что касается образовательного трека, его наполнения, планирования программы, слотов выведено РАНХиГС. Мы нашли удобный формат взаимодействия местных спикеров, потому что в программе у нас есть слот "мастерские" для людей уже имеющих большой опыт в сфере государственной власти, народного хозяйства. И у нас есть педагоги, преподаватели, психологи, которые к нам в большинстве случаев приезжают из Москвы, из РАНХиГС. Сейчас программа очень взвешенная, интересная и максимально эффективная по наполнению.
– Вы отметили, что основной моделью для "Доблести Осетии" служит "Время героев". Возможно, есть и другие программы в других странах или регионах, которые также могли бы послужить моделью для "Доблести Осетии"?
– Мы посмотрели, безусловно, опыт субъектов, которые чуть раньше приступили к реализации. Естественно, изобретать велосипед смысла не видим, но всегда смотрим, что можно почерпнуть у других регионов. Смотрели программу, например, в Ханты-Мансийском автономном округе, и, естественно, очень внимательно посмотрели "Время героев". Да, там есть наработки, которые мы готовы применить. Но все-таки главным флагманом, задающим фон в этом образовательном процессе, является РАНХиГС. Это очень надежный партнер. На нем завязаны многие программы повышения квалификации, не только для участников СВО, но и во многом для государственных служащих. Поэтому это абсолютное доверие на сегодняшний день. Я думаю, что общими усилиями у нас все должно получиться. Во всяком случае очень много усилий прилагается, чтобы мы в конечном итоге получили грамотных управленцев, людей заряженных, мотивированных на изменение их собственной жизни и общества в целом к лучшему.