Трио молодых музыкантов о творческом пути, планах на будущее и осетинском фолке
Группа молодых музыкантов, исполняющих народную осетинскую музыку, проведет в четверг камерный концерт в Цхинвале.
Sputnik побеседовал с молодыми людьми - Михаилом Петриашвили, Альбертом Плиевым и Арсеном Ходовым - о том, как они собрались в одну компанию, что привело их к национальной музыке и музыке в целом и чем живет творческая молодежь Цхинвала.
Кто и что
Арсен Ходов играет на осетинской гармошке, Михаил Петриашвили - на дала ф?ндыр, осетинской балалайке, а Альберт Плиев избрал для себя гитару. При этом музыкальное образование есть только у Ходова - он учился в музыкальной школе, а затем окончил музыкальное училище по классу осетинской гармоники."У меня в семье нет ни музыкантов, ни людей, которые связаны каким-то образом с искусством в той или иной стезе. Но раньше по телевизору показывали, играли разные концерты, и именно осетинская гармошка мне очень сильно запала в душу. И вот с четырех лет я грезил этим - научиться на ней играть. Спасибо моим родителям, что услышали мои желания и отдали меня в музыкальную школу к замечательным педагогам - это Нонна Кузилова и Тина Кумаритова, которая сыграла важную роль в моей творческой жизни," - рассказывает Ходов.
Альберт Плиев, которому совсем недавно исполнилось 19 лет, музыке учился самостоятельно, используя видеоуроки на YouTube и в TikTok.
"Спасибо Георгию Николаевичу Гучмазову, у которого я позже играл в группе в гимназии "Альбион". Спасибо Александру Козаеву, с которым я занимался у него дома, и он меня обучал всему, что знает сам. И спасибо Мурату Плиеву и всему нашему остальному джаз-бэнду, что посадили играть именно на бас-гитаре. Я начал уже с ними обучаться всему этому. У нас есть Валера Кабулов, который по образованию контрабасист, и меня начали потихоньку обучать. Получается, уже седьмой год играю на гитаре и два года — на бас-гитаре", - поделился молодой человек.
Петриашвили тоже самоучка - по ряду причин ему пришлось оставить обучение в музыкальном училище через год после поступления, и дальше он занимался дома.
"С выбором инструмента я все никак не мог определиться. Я понемногу по всем инструментам, так сказать. Но больше всего в душу запали именно вот струнные, это осетинский национальный дала ф?ндыр, это балалайка. Со струнами у меня по большей степени есть связь", - признается он.
Фолк и джаз
В Южной Осетии последние годы растет популярность народной осетинской музыки и песен, и число музыкантов, обучающихся игре на национальных инструментах, также увеличивается. При этом из последних музыкальных открытий Цхинвала - джаз-бэнд, который уже два года дает регулярные и очень популярные концерты, а один раз отыграл вечер этно-джаза, где исполнялись народные песни, переложенные на джазовые мотивы.По словам Петриашвили, вряд ли бы у него и у многих других молодых ребят был интерес к искусству, если бы не пример других мастеров:
"Допустим, возьмем Гаглоева Алана. Он один из немногих людей, который в Южной Осетии играет на национальном инструменте - это хъисын ф?ндыр. Он работает во Дворце детского творчества, обучает детей этому инструменту и игре на дала ф?ндыр... Это Мурат Плиев, очень хороший музыкант, виртуоз, я бы сказал. Тот же самый Бетховен - Владимир Алборов, выдающийся человек с огромной буквы..."
Михаил Петриашвили, Альберт Плиев и Арсен Ходов
Вспомнил Михаил и музыкантов государственного ансамбля "Симд", которые играют на струнных инструментах - по словам молодого человека, он приобщен к музыке именно потому, что еще в детстве заинтересовался творчеством этих людей.
Только благодаря таким "горящим" творчеством людям Петриашвили, Плиев и Ходов в свое время вообще занялись творчеством, а затем дали и первый совместный концерт осетинской народной музыки в кафе "Драма и комедия" в здании Госдрамтеатра. За время существования этой площадки они не раз выступали там и даже планировали совместный вечер с джаз-бэндом.
Андерграунд или популярность?
К сожалению, несмотря на рост популярности национальной музыки, сегодня все же нельзя сказать, что исполнители и их творчество известны широким кругам населения.По словам Михаила, младшее поколение часто не знает как современных исполнителей, так и "старую школу" - тот же состав группы "Бонварнон", первой осетинской рок-группы. Причина отчасти в том, что интерес "к этой индустрии" понемногу пропадает - однако только отчасти.
"Вся эта творческая жизнь не несется в должной мере в массы. Потому люди не знают о нас. Вот мы отыграли наш прошлый концерт, они через Интернет, в Инстаграме* увидели нас и потом начали нам писать: а почему мы не знали? Хороший вопрос", - добавляет Арсен Ходов.
Молодой человек подчеркивает, что в Южной Осетии есть два направления, в которых у республики "много кадров", - это спорт и культура.
"Если будет должное отношение - оно сейчас хорошее, но чуть-чуть не хватает, если бы оно было другим, то творческая жизнь тут была бы совершенно другая. Потому что звучание и исполнение тех или иных композиций, произведений Юга все равно носит аутентичный характер, отличается от соседних республик", - добавляет Ходов.
Одновременно ребята отмечают и сложность популяризации фолк-музыки в целом, не только в Южной Осетии. По словам Михаила, они исполняют традиционные песни, но стали менять обработку на более современный лад, чтобы музыка звучала привычней для современного слушателя.
"Я не наблюдаю у людей того интереса, который был раньше к такому виду музыки, к такому виду исполнения этих песен. И все равно эти песни приходится обрабатывать, приходится делать так, чтобы они звучали хотя бы чуть-чуть посовременней, но плюс к этому всему мы оставляем еще и национальный колорит", - подчеркнул он.
С этим согласен и Ходов:
"Сейчас все современизируется, скажем так. Сейчас у нас в российских чартах композиции, которые были популярны в шестидесятых, семидесятых годах. То же самое можно сделать с осетинской музыкой, но должным образом, потому что все равно в национальной музыке должен присутствовать свой национальный колорит".
Планы на будущее
Молодость - время строить планы, однако разглашать их ребята не спешат. По словам Михаила, он вообще не любит распространяться о своих планах, а предпочитает сначала добиться реальных результатов и затем уже раскрыть, что и как было запланировано."Все реалистично, все можно осуществить, как по мне - если человек захочет, все можно сделать", - утверждает он.
У Альберта, в свою очередь, "на следующие девять лет уже все забито" - молодой человек планирует учиться в музыкальном колледже имени Гергиева во Владикавказе, а затем продолжить профессиональное обучение в консерватории одного из Российских городов. Он остается верен своему любимому инструменту - эстрадной бас-гитаре; правда, в консерватории он планирует переключиться на классический контрабас.
Джаз-бэнду на эти годы придется обходиться без него, добавляет Альберт, но спешит уточнить, что все же будет по возможности приезжать к друзьям.
Однако это в будущем, а на ближайшее время планы у ребят тоже имеются. 14 августа они будут играть вечер осетинской музыки в арт-пространстве "Дом". Посетители этого пространства уже привыкли к струнному дуэту Алана Гаглоева и Михаила Петриашвили, которые без афиш и официальных объявлений исполняют по вечерам осетинские песни. Теперь же все серьезно - на открытой сцене в саду "Дома" гостей ждут в четверг в 19.00.
*Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram, мессенджер WhatsApp) запрещена в России как экстремистская.
Александра Цховребова