Студенты из Южной Осетии в Москве возрождают звучание родных инструментов
ЦХИНВАЛ, 2 авг – Sputnik. Вдали от родины студенты из Южной Осетии находят время для особенного увлечения — они изучают и осваивают старинные осетинские музыкальные инструменты. Благодаря им звуки уадындз и фандыр теперь слышит многонациональное студенческое сообщество двух московских вузов.
Сергей Босиков и Артур Кобесов в День национальных инструментов рассказали Sputnik, как начался их путь в мир аутентичной музыки, чем помог участник ансамбля "Къона" Таму Березты и как труды композитора-исследователя Феликса Алборова открыли им забытые грани осетинской музыкальной культуры.
"Роман" с национальной музыкой
У каждого из ребят свой путь к этим инструментам. Для Сергея все началось с видео концерта североосетинской группы "Рагон Бал" в Ижевске."Когда учился на втором курсе, сидел в общежитии и смотрел полуторачасовое видео. Солист Таму Березты достал интересную бесклапанную флейту и сказал, что это уадындз — осетинская флейта. Он рассказал о ней, и меня это очень заинтересовало", — вспоминает Сергей.
После этого он нашел мастера в Новороссийске, который изготовил для него первую уадындз. Позже Сергей увлекся струнно-смычковыми инструментами и открыл для себя хъисын фандыр — осетинскую скрипку.
"До сих пор на ней играю", — говорит он.
Для Артура все началось с гитары. Позже, как и Сергей, он увидел видео "Рагон Бал" и тоже решил попробовать себя в национальной музыке.
"Сергей купил инструмент, а я решил сделать его сам. В Интернете есть открытые чертежи — например, в группе Антона Платонова во ВКонтакте. Уадындз можно сделать из пластиковой, латунной или даже алюминиевой трубки. Для начала лучше пластик, чтобы просто научиться извлекать звук", — советует Артур.
Самоучки с любовью к музыке
Ребята признаются, что у них нет профессионального музыкального образования, но желание играть и учиться сильнее любых ограничений."У нас такая любительская мини-группа студентов из Осетии, учимся в Москве. С нами есть еще абхазы. Если будет больше свободного времени, мы с радостью пойдем в музыкальное училище, чтобы подтянуть нотную грамоту и слух", — рассказывает Сергей.
Артуру приходится уединяться на кухне: соседи по общежитию не всегда понимают его увлечение. А вот у Сергея, напротив, на этаже оказались соседи из Венесуэлы, которым полюбился грустный, но красивый звук хъисын фандыр.
"Русскоговорящим он (звук хъисын фандыр - прим. ред.) не очень нравился, а уадындз всем нравится", — смеется Сергей.
Инструменты предков
Большую часть знаний об осетинских инструментах ребята почерпнули из книги Феликса Алборова "Музыкальная культура осетин". В ней выделены три основные группы: струнные, духовые и ударно-шумовые. Среди струнно-смычковых — хъисын фандыр (аналог скрипки) и хъырнаг фандыр (аналог виолончели).Среди струнно-щипковых — дала-фандыр, который сначала имел две струны без ладов, а позже получил третью струну и лады. Он был популярен по всей Осетии и часто звучал на хъазте — вечерах танцев.
Есть также особый инструмент — дыууадастанон фандыр, связанный с легендой об истреблении семьи Сырдона из Нартского эпоса.
Ночь музеев в Цхинвале
Уникальный уадындз: возрождение из забвения
Особое место в рассказе ребят занимает уадындз, который в начале XXI века фактически вернул к жизни ансамбль "Къона". По воспоминаниям Сергея и Артура, лет 15 назад Таму Березты нашел в Дигоре старика, который не только сохранил инструмент, но и умел играть на старинной свирели."Таму добавил к уадындз третье отверстие, о котором писал Алборов, а потом с мастером сделали еще одно тыльное отверстие, чтобы расширить диапазон", — говорит Сергей.
Босиков Сергей
Изначально уадындз изготавливали из камыша или борщевика, но в Нартском эпосе упоминается даже золотая свирель Ацамаза. Позже встречались и железные варианты: например, во время Крымской войны осетины, по рассказам, использовали стволы ружей для создания подобного инструмента.