Южная Осетия приняла нас как родных: беженка из Донецка о трех годах жизни в Цхинвале
Диана Козаева, Sputnik
Спустя три года жизни в Южной Осетии семья из Донецка - Светлана Логачева и ее сыновья - решили вернуться на родину.
В 2022 году они приехали в Цхинвал вместе с еще несколькими семьями из обстреливаемого Донецка. Южная Осетия, где не понаслышке знали, что такое быть вынужденным покинуть родной дом из-за войны, чтобы спасти, прежде всего, своих детей, приняла этих людей как родных.
Их поселили в номерах одной из местных гостиниц, детей сразу же устроили в детские сады, школы, различные кружки и спортивные секции.
За эти три года Цхинвал стал для Светланы и ее детей вторым родным домом. Она говорит, что четкого решения об отъезде у них не было даже сейчас, собирались спонтанно.
"Обстоятельства сложились таким образом, что все-таки мы приняли решение об отъезде. До этого уже были задумки о том, что сыну нужно поучаствовать в соревнованиях по шахматам. Я не стала его лишать этой возможности. Поэтому сейчас мы находимся в Новороссийске. До Донецка еще не доехали", - рассказала она.
Вспоминая о приезде в Южную Осетию, она говорит, что никто не знал ничего об этой стране: ни о ее природе, ни о климате, ни где она находится. Многие даже спрашивали, есть ли там море.
"Но самое главное, чего мы не знали, — это какие люди живут в Южной Осетии. А люди, правда, замечательные. Мы когда приехали, а вокруг горы, горы, горы. Думаем: господи, куда нас везут? Когда приехали, нас разместили в очень хорошей гостинице, уютных номерах. Сразу покормили. Потом пришли представители министерства образования, предложили детям различные кружки и секции. Помогли сразу собраться в школу, принесли портфели, канцелярские принадлежности, одежду", - отметила Светлана.
По ее словам, родителям очень понравился перечень кружков, из которых дети сразу смогли выбрать себе что-то по душе.
Светлана говорит, что старший сын освоил столярное дело. Научился изготавливать очень красивые изделия. Сейчас он уже студент, но полюбившееся ремесло не бросает. Младший продолжил обучение в шахматной школе "Белая ладья", с успехом выступает на соревнованиях.
"Но самое главное, он приобрел огромное количество друзей. В школе они тоже сразу влились в коллектив. Сначала, конечно, их воспринимали как гостей и говорили, что это все ненадолго. Но потом время показало, что нужно получать знания, нужно заканчивать школу. Очень лояльно к детям относились преподаватели. И вообще в школе была создана очень родная, близкая атмосфера", - сказала Светлана.
Адаптироваться и ей, и детям оказалось удивительно легко. Она призналась, что, несмотря на языковой барьер, они чувствовали себя здесь как дома.
"Люди встретили нас с открытыми сердцами, помогали чем могли. Рядом с нашей гостиницей находится девятиэтажка, и обычные жители приносили нам осетинские пироги, домашние угощения и даже банки варенья. Нас Южная Осетия приняла как родных", - с благодарностью вспоминает Светлана.
Она поделилась, что перед отъездом младший сын буквально со слезами на глазах прощался со своими друзьями в школе и шахматной секции. Тех, кто уже разъехался на летние каникулы, он обзвонил по телефону.
Многократный победитель чемпионатов и международных турниров Михаил Логачев
Женщина надеется, что, несмотря на отъезд, и она, и ее дети не потеряют связь с цхинвальцами и сохранят добрые отношения с новыми друзьями и знакомыми.
"У нас там очень много друзей", - заметила она.
Кроме того, они уже обсуждали возможность возвращения. Младший Максим даже советовался с тренером по шахматам Георгием Шавлоховым о перспективах обучения во Владикавказе в медицинской академии. Мама говорит, что он планирует стать врачом, поэтому семья всерьез рассматривает возможность поступить во Владикавказскую академию.
"Возможно, в будущем мы сможем вернуться и работать в Южной Осетии. Почему бы и нет?" - сказала она.
Светлана понимает, что спецоперация продолжается, и на данный момент город все же остается военным. Сохраняются многие ограничения. Большинство магазинов работают только до обеда, транспорт ходит с ограничениями, а вечером люди боятся включать в домах свет. Действует комендантский час. На это накладываются и бытовые проблемы. Например, отсутствие воды — ее дают всего на два часа через день.
Многие дончане, с которыми приехала семья Светланы, уехали еще раньше. Она объясняет, что Донецкая Народная Республика довольно большая, и среди приехавших далеко не все были непосредственно из Донецка или из опасных районов. Некоторые были из городов, которые находятся в относительном тылу: где дроны летают, но обстрелов меньше, чем в Донецке.
Сама Светлана из одного из самых опасных районов города - Киевского, недалеко от аэропорта. Это и на данный момент достаточно неспокойный район.
Она признается, что и у них было огромное желание вернуться домой, прежде всего потому, что в Донецке остались муж и папа.
На момент отъезда там же оставалась и мама. Но летом 2022 года она сказала, что больше не может там жить, и уехала в пункт временного размещения на Азовском море.
"Приехать в Южную Осетию она не могла — у нее больные ноги, и она физически не смогла бы доехать", - говорит Светлана.
Неделю назад ее мама вернулась в Донецк в свою квартиру, так как пункт временного размещения закрылся. Поскольку женщина перемещается только по квартире и сама не может ходить, Светлане было необходимо вернуться, чтобы помогать и присматривать за ней.
"Страх за детей, конечно, присутствует, но семейные обстоятельства все же вынуждают нас вернуться. Но я неоднократно говорила всем друзьям в Южной Осетии, что мы попробуем, но если увидим, что жить в Донецке пока не получается, то вернемся только в Цхинвал, ни в какой другой город, потому что именно здесь находятся наши друзья, школа и все увлечения", - уверенно говорит она.