Фейки, боты, клевета: как бороться с распространением недостоверной информации в Интернете
Седьмого октября на заседании парламента Южной Осетии депутаты обсудили распространение фейков и недостоверной информации в социальных сетях и Telegram-каналах. По словам Генерального прокурора Григория Собаева, который был приглашен на заседание, количество дел, связанных с защитой чести и достоинства, растет; однако сегодня правозащитники республики не имеют технической возможности определять владельцев страниц.
О том, каким образом закон может "добраться" до пользователя в Интернете, распространяющего клевету или фейки - в материале Sputnik.
Ответственность есть всегда
По словам юриста Дмитрия Григорьева, многие пользователи до сих пор считают, что Интернет - зона, свободная от контроля и закона, где можно писать все что угодно."Любое высказывание, которое нарушает закон, может повлечь ответственность. И к этим действиям можно отнести клевету, оскорбления, распространение фейковой информации, публикацию персональных данных без согласия носителя этих данных. В общем, Интернет - это не отдельная правовая реальность, и все, что вы пишите онлайн, оценивается по тем же законам, что и сказанное в оффлайне", - подчеркнул юрист.
При этом следует понимать принципиальную разницу между фейком и клеветой. В случае клеветы, поясняет Григорьев, речь идет о распространении ложных фактов, ложных обвинений или просто оскорблений в отношении конкретного человека. Фейки же - это "недостоверная информация, которая может повлиять на общество", например, какие-либо ложные сведения о чрезвычайных ситуациях, военных действиях, мобилизации, эпидемии и прочее.
"Так что нужно понимать, с какой целью распространяется такая информация. И это, безусловно, будет являться юридической составляющей и иметь юридические последствия", - отметил он.
Анонимности не существует
С точки зрения закона не существует никакой разницы между фейковым или клеветническим сообщением, опубликованным с открытого личного аккаунта, и таким же нарушающим закон постом, опубликованным анонимно. И то, и другое является нарушением норм права, а значит, влечет за собой определенные правовые последствия.При этом анонимность в Интернете, по большому счету, иллюзия, говорит Григорьев: выяснить, с какого ip-адреса, с какого телефона или компьютера, для следственных органов достаточно просто. Этих данных уже достаточно для того, чтобы определить автора записи; далее в рамках разбирательства могут привлекаться лингвисты, эксперты для подтверждения смысла публикации.
За публикацию подобных записей может следовать ответственность разного характера. Если речь идет о гражданско-правовой ответственности, подразумевается суд между двумя гражданами на почве какого-либо оскорбления или клеветы. По решению суда автор и распространитель клеветнической информации, как правило, выплачивает компенсацию, а также удаляет сведения, порочащие честь и достоинство заявителя.
Существует и уголовная ответственность: согласно Уголовному кодексу, публичная клевета, включая публикации в Интернете, наказывается штрафом до одного миллиона рублей, либо лишением свободы до двух лет, либо обязательными или принудительными работами или арестом на срок до двух месяцев.
При этом привлечь к ответственности можно не только непосредственно авторов записей и постов, но и владельцев каналов и Интернет-ресурсов, если, подчеркивает Григорьев, будет доказано, что владелец знает о публикации незаконного контента и ничего не делает для того, чтобы как-то пресечь это.
VPN поможет?
Сегодня в Интернете существует огромное количество технических средств, которые среди прочего предоставляют и определенный уровень анонимизации."Для большинства технических средств возможность маскировки пользователей - это некий побочный эффект. То есть их создавали для определенных конструктивных действий, но их используют для деконструктивных. Точно так же, как реактивные самолеты создавали не для атаки на башни-близнецы, но их использовали (для этого - ред.)", - объясняет IT-эксперт Александр Маляревский.
Конечно, существуют и специальные инструменты, которые создавались именно "под преступные действия" - как комплекты отмычек в реальном мире.
"Отслеживание любого человека, который ведет преступные действия, это комплекс оперативных мер, которые выполняют силовые структуры в соответствии с действующим законодательством. Часть можно перепоручить автоматике, но автоматика здесь инструмент", - поясняет эксперт.
Так, по словам Маляревского, у правоохранительных органов, вероятнее всего, "нет мощностей" расшифровывать трафик всех прохожих - слишком большой массив информации. Технические средства в данном случае играют роль инструмента, однако без участия человека использовать накопленные данные невозможно.
Бото-фермы
Часто для распространения какой-то недостоверной информации используются так называемые бото-фермы, которые по заказу создают волну постов, записей и комментариев на одну и ту же тему; при этом страницы и аккаунты, с которых делаются публикации, принадлежат не реальным людям, а ботам - несуществующим людям.Борьба с такими фермами должна идти на двух уровнях: во-первых, на государственном, когда правоохранительные органы пресекают деятельность ботов, если они нарушают закон; и, во-вторых, на личном - то есть граждане, которые страдают от "нападений" ботов на свои социальные сети, группы и аккаунты, должны подавать жалобу в администрацию соцсети, блокировать аккаунты ботов и обращаться с жалобой в милицию.