Этнограф Роберт Кулумбегов рассказал о профессии, первой экспедиции и казусе Шурика
ЦХИНВАЛ, 17 июл – Sputnik. Один из самых известных этнографов республики Роберт Кулумбегов рассказал, как пришел в профессию, почему олицетворением этнографа для него стал Шурик из "Кавказской пленницы" и как он поехал на свою первую исследовательскую работу в осетинскую Гуджаретию.
Сегодня, 17 июля, отмечается День этнографа – праздник, приуроченный ко дню рождения Миклухо-Маклая.
Хотел изучать аланов, но предложили этнографию
По словам Кулумбегова, изначально он не планировал связывать жизнь с этнографией и мечтал стать историком-аланистом."Я сперва не собирался становиться этнографом. Для меня это была достаточно загадочная профессия. Я хотел стать историком. Где-то на третьем курсе, когда готовился к научной конференции, выбрал тему об аланах — средневековый период. Принес план статьи к декану нашего исторического факультета Людвигу Чибирову. Он посмотрел и сказал, что об аланах писали, пишут и будут писать, специалистов тогда действительно было много. Тогда декан предложил мне заняться этнографией", – вспоминает ученый.
Так Кулумбегов впервые серьезно задумался об изучении современного быта, обычаев и культуры своего народа.
Первая экспедиция в "осетинскую" Гуджаретию
Первой научной экспедицией молодого этнографа стало путешествие в Гуджаретское ущелье — компактно заселенный осетинами регион с одиннадцатью деревнями."Это отдельное ущелье с чисто осетинским населением. Тогда я там еще застал все 11 деревень, и даже молодежь не знала грузинский язык. Для меня это было настоящим открытием. Если бы мне сказали, что на Марсе есть жизнь, я бы удивился меньше", — поделился Кулумбегов.
Он сравнивает первый "полевой выход" с первым свиданием, которое остается в памяти навсегда.
"Там (в Гуджаретии - прим. ред.) начался мой первый сбор полевого материала. Нужно было найти пожилого человека и расспросить его о жизни: как пасли коров и быков, как справляли свадьбы, делали обереги от нечистой силы. Для них это казалось странным: зачем это кому-то может быть интересно, ведь для них это была обычная жизнь", — рассказал этнограф.
"Казус Шурика": как юного этнографа угощали в каждом доме
Молодой городской юноша интеллигентного вида оказался желанным гостем в каждом доме. И здесь произошел курьез, который напомнил знаменитую сцену из "Кавказской пленницы"."Со мной случился казус Шурика. Из дома в дом идешь, и в каждом доме тебя потчуют. Для хозяев не важно, что ты уже поел и выпил, – у них ты должен сделать то же самое. А я был молодой, городской, интеллигентного вида… На следующее утро проснулся в чужом доме и не помнил, где я и кто я. Образ Шурика был списан с реальной ситуации. Правда, за рог не хватался, пытаясь из него выпить", – смеется этнограф.
Роберт Кулумбегов признается, что ни разу не пожалел о выбранном пути. Более того, опыт работы этнографом помог ему и в другой сфере – в журналистике.