Паспорт как символ независимости
Диана Козаева, Sputnik
15 августа 2006 года в Цхинвале началась выдача паспортов гражданина Республики Южная Осетия. Документ, удостоверяющий личность выдавался всем гражданам республики, достигшим 14 лет. Этот шаг стал одним из важнейших этапов в процессе формирования государственной идентичности и утверждения суверенитета страны.
Введение собственных паспортов дало возможность жителям республики, в первую очередь, официально подтвердить свою принадлежность к государству.
По словам экспертов, этот шаг стал одним из символов стремления Южной Осетии к независимости и самоопределению.
"Выдача паспортов была не просто бюрократической процедурой, а важным шагом в процессе укрепления государственности и формирования национального сознания. Это позволило жителям чувствовать себя частью самостоятельного государства, что было особенно важно в условиях тогдашней сложной политической ситуации", — говорит глава информационно-аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов.
Спустя несколько месяцев в республике был проведен всенародный референдум по вопросу независимости Южной Осетии. Вазагов добавил, что выдача паспортов перед всенародным плебисцитом 2006 года была необходимой процедурой, повышающей легитимность волеизъявления народа.
Экс-спикер парламента республики Станислав Кочиев подчеркивает, что главная ценность этого документа заключалась в том, что он подтверждал принадлежность граждан независимому государству.
"Вы, наверное, не помните, как наш МИД работал над тем, чтобы мы, наконец, получили паспорта, чтобы люди удостоверились, что они являются гражданами суверенной страны. Я помню, какие очереди стояли за первыми паспортами в фойе хореографического зала. Первые паспорта очень дороги для нас, удостоверяющие личность и подтверждающие принадлежать нашему государству. Именно в этом главная ценность первых паспортов Южной Осетии", – сказал Кочиев.
Он отметил, что на заре "нашей революции" многие в Южной Осетии были увлечены неким романтизмом и были уверены, что, стоит республике провозгласить независимость, как все станут в очередь за ее признанием.
Однако этого не произошло, говорит Кочиев.
"Ельцинская Россия была такой, что она как бы признавала и в то же время не хотела, как ей казалось, портить свой имидж в глазах мира и особенно заигрывала с Грузией. И мы как-то в подвешенном состоянии оказывались. Когда отпечатали наши паспорта, мы уже поверили, что более твердо стоим на ногах, республика состоялась, что в республике есть атрибуты власти: правительство, президент, парламент. Это вселяло в людей надежду", – сказал политик.
Говоря о личных чувствах, когда впервые получил паспорт гражданина Южной Осетии, Кочиев отметил, что в этот момент на него нахлынули воспоминания о том, через какие испытания южноосетинский народ прошел на пути к этой цели.
"Наша республика восторжествовала. И хорошо, что Россия нас не бросила. Благодаря ей мы смогли сохранить свою независимость, суверенитет и самостоятельность", – подчеркнул он.
Что касается реакции Грузии на этот шаг, политик отметил, что не нужно было быть семи пядей во лбу, чтобы ее предвидеть. Она, напомнил он, была крайне негативной.
"Со всех экранов, из всех утюгов звучали проклятия и критические анализы. Они говорили, что наше решение неверно, что мы непризнанная республика, составная часть Грузии и должны получать грузинские паспорта. Реакция Грузии была действительно жесткой. Тем не менее, это был значительный шаг на пути к нашей независимости и признанию", – заключил политик.
Первый обладателем южноосетинского паспорта стал тогдашний президент Эдуард Кокойты. А потом - паспорта с гербом Осетии на каждой странице получили все жители республики.
Паспорт Южной Осетии стал обязательным документом для участия в референдуме о независимости республики и выборах главы государства, которые прошли 12 ноября 2006 года.